Финансовое планирование делает финансовый совет, если его нет, то один владелец становится главным «решателем» всех проблем клиники.
Если у вас постоянно возникает дефицит денег, то вам обязательно нужно учредить финансовый совет и просчитывать точку безубыточности, которая зачастую считается неправильно. Не учитываются расходы на развитие и подушку безопасности. Такими расчетами должен заниматься финансовый совет.
Финансовый совет – это сотрудники, принимающие решение в отношении расходов на операционную деятельность и планирующие ее. Группа руководителей, в которую входит сам владелец клиники, его заместители, управляющий, главный врач, руководитель отдела маркетинга. Эти люди занимаются распределением финансов по системе.
Эффективная система управления финансами – управление доходами и расходами по определенным статьям, набор правил и инструментов, которые обеспечивают прибыль.
Кроме того, в управлении финансами важное место занимает управленческая отчетность. Что это такое?
Управленческая отчетность – это совокупность внутренних отчетов предприятия, которые формируются на добровольной основе. Основная цель их составления– получение достоверной информации о состоянии дел предприятия на конкретную дату. Их нужно предоставлять руководству или собственникам предприятия.
Отсутствие простой и понятной владельцу бизнеса управленческой отчетности, зачастую ведет к банкротству компании. Чтобы этого не произошло, крайне важно четко рассчитывать точку безубыточности бизнеса.
Точка безубыточности – уровень дохода компании, который включает в себя операционную деятельность, дивиденды, расходы на развитие компании и подушка безопасности.
Необходимо всегда помнить о том, что любая коммерческая организация существует только с целью извлечения прибыли. Поэтому, если владелец вложился в свой бизнес, то он должен обязательно получить возврат своих инвестиций.
Отсутствие понимания точки безубыточности как владельцем, так и руководителем вносит большое замешательство в управление компанией. Здесь нужно иметь в виду, что деньги можно взять только у пациентов, а не из «кармана» учредителя. И когда денег не хватает, первым шагом нужно спланировать доход и проанализировать, какие именно доходы будут покрывать все расходы, включая дивиденды учредителя.
Если управленец этого не понимает, то как правило у учредителя денег нет, и он вынужден жить «менеджментом надежды», постоянно ожидая, что вложенные в компанию инвестиции ему вернутся.
Единственный способ с этим справиться, ввести жесткую систему управления финансами.
Система управления финансами – это комплекс мер и инструментов, который обеспечивает платежеспособность, финансовую устойчивость и финансовую независимость компании, и приводит к росту активов и материальной части бизнеса.
Если говорить проще, то управление финансами – это система, помогающая контролировать деньги. Такая система способствует наведению порядка не только в области финансов, но и в других областях компании, например в маркетинге. Ведь для того, чтобы инвестировать в продвижение, нужно очень хорошо анализировать ROI – возврат инвестиций. Поэтому финансовый менеджер должен четко понимать, куда он инвестирует. Он, подобно банкиру, дает деньги организации на те или иные расходы с целью получения в дальнейшем прибыли.
Финансовый директор анализирует расходы и решает, на что выделять бюджет и насколько это может быть эффективным. Если он понимает, что какая-то статья расходов не принесет возврата инвестиций, то он ее «зарезает».
Например, прежде чем приобретать дорогостоящее оборудование, необходимо спрогнозировать его рентабельность. Насколько оно сможет окупиться. А это происходит далеко не всегда. Многие поставщики сулят окупаемость оборудования с оборота уже через полгода. Но это в корне неверно. Она должна рассчитываться с точки зрения инвестиций владельца и возврата с прибыли.
То же самое с зарплатой. Например, вы планируете взять новых сотрудников, но смотрите на свою точку безубыточности и понимаете, что если вы сейчас расширите штат, то значительно увеличите ФОТ. Поэтому, чтобы нанять новых сотрудников, нужно сначала увеличить доход. Или другая ситуация – без какого-то конкретного сотрудника вы не сможете увеличить доход. Например, без маркетолога. Таким образом, финансовый менеджер должен обязательно вникать в бизнес, а не просто заниматься цифрами и бухгалтерией. Он принимает активное участие в планирование дохода и расходов.
Финансовое планирование — это процедура, основанная на стратегии компании, которая является элементом системы управления финансами. Она имеет свои правила и порядок действий, выполняя которые, компания становится платежеспособной, а финансовые показатели и прибыль растут.
А что мы понимаем под прибылью? Это доход, уменьшенный на сумму понесенных на ведение бизнеса затрат. Проще говоря, это то, что остается в распоряжении предпринимателя и что можно вложить в расширение бизнеса, либо забрать как дивиденды.
Кроме того важно понимать, что прибыль – это те деньги, которые вы получили ФИЗИЧЕСКИ, а не на бумаге и получили возможность их куда-то еще инвестировать.
Но зачастую в медицине бывает так, что владелец клиники вообще сидит без прибыли, сам работает врачом и зарабатывает около половины дохода своей компании. Он берет деньги на свою зарплату или столько, сколько ему нужно и в результате сидит без прибыли, либо вообще ничего не берет.
Компания всегда будет стремиться потратить столько, сколько заработала и даже больше. Другими словами, увеличение оборота далеко не всегда приводит к увеличению прибыли.
Доход компании в большей степени зависит от того, какое у ее владельца и сотрудников имеется мнение и понимание в отношении уровня потребностей. То есть, если ваши сотрудники не знают точку безубыточности компании, то им кажется, что денег всегда хватает.
Человек или группа всегда постараются подогнать расходы под имеющийся доход. Чтобы создать прибыль, необходимо включить ее в перечень уровня потребностей, в виде действующего расхода и физически изымать из оборота.
Отсутствие понимания уровня необходимости обычно приводит к тому, то денег всегда не хватает.
Поэтому владелец бизнеса должен четко просчитать все свои уровни необходимости, затраты, определить, сколько нужно денег и заложить туда и резервные средства, и бюджет на маркетинг, на развитие, и на свои дивиденды. После этого нужно подумать о том, как заработать требующийся доход и планировать его под все затраты.
Однако бывает так, что оборот у клиники есть, а у собственника прибыли нет. Происходит это потому, что всем остальным наемным сотрудникам в принципе всего хватает. А если вдруг на что-то не хватает, то можно попросить деньги у владельца.
Поэтому деньгами должны управлять не все сотрудники, а отдельный обученный человек. Им может быть финансовый директор или владелец.
Финансовый директор в организации защищает интересы учредителя. Потому что главная цель управленца – вкладываться в производство, оплачивать все счета, делать закупки. А цель учредителя – получать дивиденды. И эти цели очень часто разнятся. Ведь у управленца нет задачи зарабатывать учредителю дивиденды. Это цель финансового директора
Его основная задача – увеличить уровень потребностей и показывать сотрудникам расходы компании, чтобы они понимали, куда идут деньги.
Таким образом финансовое планирование – это составление плана расходов компании, но также это и планирование дохода. Потому что, когда мы составляем план всех расходов у нас появляется точка безубыточности и понимание того, сколько нам нужно денег для жизнедеятельности. А если их не хватает, то нужно планировать доход.
Если вы будете следовать правилам финансового планирования, которые я привела в этой статье, то у вас не будут возникать кассовые разрывы и ситуации, когда денег ни на что не хватает.