В настоящее время поддержание конкурентоспособности организаций, предоставляющих медицинские услуги, становится одной из главных задач в управлении предприятием. Не секрет, что в последние годы все активнее развивается сегмент частной медицины: по количеству медицинских учреждений, частные клиники превалируют над государственными. Соотношение частных и государственных клиник и кабинетов отличается в зависимости от региона. Например, в Москве из 4,5 тыс. медучреждений 3,5 тыс. — частные, из них около 2 тыс. — стоматологические клиники и кабинеты, около 100 — клиники пластической хирургии. В других крупных городах соотношения частных и госклиник один к одному. В небольших городах частных мед.центров практически нет.
А таких условиях становится необходимо использовать все возможные средства для того, чтобы быть конкурентоспособным и выходить в лидеры рынка. При такой постановке целей просто необходимо иметь так называемый стратегический план развития. Для стратегического планирования конкурентоспособности предприятий сферы медицины широко используют так называемый SWOT-анализ.
Давайте рассмотрим на простом примере, что такое SWOT, и как провести SWOT анализ для медицинской клиники.
SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).
Целью SWOT-анализа является определение всех сильных и слабых сторон организации, которые рассматриваются как внутренние факторы, а также изучение внешних факторов, каковыми являются рыночные возможности и угрозы, для получения четкого представления основных направлений развития предприятия. На основе такого исследования клиника должна максимально использовать свои сильные стороны, попытаться преодолеть слабости, воспользоваться благоприятными возможностями и защититься от потенциальных угроз.
К внутренним, факторам отнесём:
Внешние факторы или факторы внешней среды:
Внешние и внутренние факторы делятся на позитивные и негативные. Позитивно влияющие внутренние факторы, нужно отнести к сильным сторонам. На английском - Strengths. Если лучший врач города работает в вашем салоне – это тот самый фактор. Негативно влияющие внутренние факторы – это слабые стороны вашего бизнеса, на английском - Weaknesses. Например, у вашей клиники нет сайта, и вы никак не представлены в интернете. Это — минус для вашей компании, то есть отнесём это к слабости.
Позитивно влияющие внешние факторы, возможности – Opportunities. Например, ваш арендодатель – интеллигентный, заботящийся о своём здоровье человек, который пользуется услугами вашей клиники, является вашим хорошим партнёром, и поэтому сдает вам помещение недорого – это возможность. Негативные внешние факторы мы зовем угрозами – Threats. Конкуренты, которые затеяли открыть медицинский центр по соседству с вами и при этом сбивают цены или врачи, которые уводят клиентов на дом – это как раз об этом.
Четко определите, что может оцениваться как сильные стороны вашей организации? Список индивидуален. К сильным сторонам, к примеру, могут быть отнесены:
А к Потенциальным внешним угрозам отнесём:
С помощью SWOT-анализа ситуацию можно увидеть не только полнее, теперь вы сможете рассматривать получившиеся списки факторов в разных комбинациях. Проверяйте, перекрываются ли слабые стороны какими-либо внешними возможностями. Малый бюджет, но зато помещение – свое, например. Обращайте особенное внимание, если слабости и угрозы дополняют друг друга – это прямой залог скорых неприятностей. А вот сильные стороны, дополняемые внешними возможностями – это то, на что вам надо делать упор, это – ваши «фишки», ваше поле, то, на чем вы легко опередите конкурентов и разовьете успех.