Как вы помните, в кризис стратегия №1 – мобилизации всех ресурсов, и прежде всего трудовых ресурсов. Самый распространенный вариант мотивации – метод «кнута и пряника», или, выражаясь фигурально, система поощрений и наказаний. Его суть известна каждому: человек выполняет работу, либо опасаясь наказания, либо ожидая вознаграждение. И этот метод работает.
С «пряником» все понятно: это может быть премия, поощрения, доска почета и т. д. Но в условиях кризиса денежное вознаграждение дается работодателю с трудом, а нематериальное уже не работает, как раньше. Как использовать нематериальный «пряник»?
На первый взгляд метод «кнута» не имеет ничего общего с мотивацией, но это не так. Это метод мотивирует не делать то, что запрещено, то, что помешает. За нарушения, опоздания применяют наказания: выговоры, штрафы и т. д.
В некоторых источниках отсутствие мотивации и интереса к работе называют ленью. Так вот, кнут может стать лучшим средством в борьбе с ленью. В данном случае «кнутом» выступает отсутствие «пряника». Проговаривайте на собраниях с персоналом, что случится, если собраться с силами, не сделать рывок, не потрудиться, не активизироваться. Тогда у каждого сотрудника будет представление о том, что не будет расти их личный доход, не будут достигнуты их личные цели и т. д. Очень важно проработать причинно-следственную связь между работой персонала и результатами.
В работе с персоналом любой руководитель становится «политруком», как в армии. Идеология клиники или салона красоты в кризис – активизироваться и работать на результат.