Мультизадачность: Полезна или вредна?

Дата публикации: 13.10.2022

В нашу эпоху максимального ускорения и цифровизации, смартфонов, социальных сетей, мессенджеров и культа успешности основным трендом стала мультизадачность. Работодатели ждут от своих сотрудников максимальных результатов за минимальное время и очень ценят тех, кто может параллельно заниматься несколькими процессами и задачами. Да и сами считают, что если будут находиться одновременно сразу в нескольких процессах, то успеют гораздо больше и быстрее получат желаемый результат.

Но действительно ли многозадачность так уж необходима? А главное, несет ли она пользу работе и бизнесу в целом?

Сегодня я приведу вам некоторые доводы, доказывающие обратное.

  • Ресурсы нашего мозга не безграничны. Не безгранично и внимание. Конечно, вы можете распределять его между несколькими процессами, но тогда будьте готовы затратить на каждый из них больше времени и пожертвовать эффективностью. Поэтому, например, если ваши администраторы будут одновременно общаться с клиентом и заполнять карты, то скорее всего, не уловят все, что говорит им человек и не раскроют наиболее полно все его потребности, либо допустят какую-нибудь ошибку в карте. В итоге обе задачи, будут выполнены недостаточно хорошо и окажут отрицательное влияние на прибыль клиники.
  • Переключение с одной задачи на другую увеличивает вероятность того, что одна из задач в результате будет забыта, или выполнена не до конца и превратится в незавершенный цикл. А если представить, что эти циклы копятся, то разбирать их потом будет гораздо сложнее и дольше.
  • Таким образом уделяя должное внимание и время каждой задаче в отдельности, в итоге вы получите гораздо лучший результат, чем получили бы, «перескакивая» с одного на другое.
  • Жонглирование несколькими процессами приводит чаще всего к потере времени, которое необходимо мозгу для переключения на новую задачу. В течении дня оно накапливается. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что потери времени, связанные с низкой эффективностью работы в режиме мультизадачности, составляют примерно 28% рабочего дня. Хотите ли вы просто «выкинуть» эти 28% своего собственного времени или времени своих подчиненных «в мусорное ведро», или все же потратить их с пользой на решение какой-то одной задачи, способствующей увеличению прибыли? Решать вам.
  • Сотрудники, придерживающиеся режима многозадачности, зачастую не могут правильно рассчитать время, необходимое на выполнение того или иного задания. В большинстве случаев они закладывают на каждый цикл времени больше, чем его требуется на самом деле.
  • «Мультизадачники» в сравнении с другими сотрудниками, допускают больше ошибок и происходит это гораздо чаще. Кроме того, их действия недостаточно хорошо обоснованы. Объясняется это тем, что такие сотрудники при принятии решений отдают предпочтение новой информации, даже если уже имеющаяся более точна и релевантна.
  • Многозадачность ведет к увеличению количества стресса в жизни человека и уменьшает ее продолжительность. Мультитаскеры забывают, как это – получать удовольствие от жизни. Ведь они находятся в постоянном рабочем хаосе и миллионе параллельных процессов. В то время, как качество жизни, минимизация стрессовых ситуаций и возможность хорошо отдохнуть, на время абстрагировавшись от всего, напрямую влияют на качество профессиональной деятельности.

Постоянное переключение между несколькими процессами, открытие на своем компьютере множества «окон», проверка рабочего e-mail и чатов, конечно, создают ощущение занятости и погруженности в работу, но в то же самое время и отвлекает от нее, как бы парадоксально это ни звучало. И данные научных исследований этот факт только подтверждают.

Во многом быть многозадачным или нет – это вопрос уважения к себе, как к руководителю, или специалисту. То, насколько мы ценим свое время, свою энергию и насколько качественно мы хотим выполнять стоящие перед нами задачи. А еще это вопрос умения расставлять границы, задавать верные приоритеты в работе и говорить «нет» всем отвлекающим факторам и «не нашим» задачам.

Важно не стремление выполнять параллельно несколько дел и получать в результате достаточно средний или даже низкий КПД, а умение концентрироваться на главном. Нужно определить для себя одну ГЛАВНУЮ задачу на день, неделю и месяц, которая напрямую влияет на успешность проекта и вашу личную успешность, как руководителя, или как сотрудника и вкладывать свое время и энергию именно в нее, стараясь по минимуму отвлекаться на все остальное.

Писатель Дэн Креншоу очень точно заметил: «Люди, с которыми мы живем и работаем, заслуживают нашего полного внимания. Если мы уделяем им лишь крохи внимания и времени, отвлекаясь от чего-то еще, мы можем заплатить за это слишком дорогую цену. Таким образом мы в конечном итоге разрушаем наши отношения». Это высказывание можно отнести, как к отношениям со своими близкими людям, руководством или подчиненными, так и к задачам, над которыми мы работаем. Ведь результат в той или иной сфере жизни напрямую зависит от вложенных в него времени, внимания и энергии.

Разумеется, отвлекающие факторы будут присутствовать всегда – от этого никуда не деться, как бы того ни хотелось. И это абсолютно нормально. Важно только уметь сводить их количество к минимуму.

Надеюсь, что эта статья была вам полезна и вы будете более осознанно подходить к планированию своего рабочего времени и распределению процессов.

Получить консультацию