Я делю сотрудников на несколько категорий, которыми пользуюсь и на этапе найма и при работе с существующими сотрудниками.
Сегодня мы поговорим о том, кого можно стимулировать не только материально и как можно повысить заинтересованность каждого сотрудника достигать поставленных целей.
Вообще, нематериальная мотивация стоит намного выше, чем материальная. Иными словами, когда у человека есть не только потребность в деньгах, но и другие категории жизненных ценностей. Это совсем не значит, что человек альтруист и деньги для него не важны. Но значит, что какие-то базовые потребности он для себя уже закрыл или достаточно уверен, что может заработать те деньги, которые ему нужны.
Поэтому часто главный мотив, который заставляет сотрудника работать в вашей компании/клинике – это не только деньги.
Главная нематериальная мотивация на мой взгляд – это высокие цели компании и возможность профессионально развиваться. Ведь для продуктивных, нацеленных на результат людей, помимо финансовой составляющей, важно видеть свой вклад в успех компании. А это значит, что владелец и руководитель клиники должны всегда ставить перед своей командой высокие, вдохновляющие цели. Ведь в большинстве своем люди не любят работать в тех компаниях, где непонятно, что будет завтра, мало клиентов, растерянный руководитель, не занимающийся своим бизнесом владелец, или очень сильная бюрократия и непонятно, кто за что отвечает, а нужно только приходить и выполнять фронт своей работы.
Бывает и другая категория сотрудников, которым важно, чтобы было хоть что-то, чем совсем ничего. Хоть какая-то работа. Но это явно не те люди, которые нужны компании с точки зрения результативности и продуктивности. Поэтому, если вы хотите, чтобы в вашей клинике работали по-настоящему амбициозные сотрудники, которые будут делать вклад в развитие бизнеса и давать высокие результаты, то мотивируйте их высокими целями и возможностью развития. Показывайте им результаты, которых они могут достичь и то, что они могут иметь. Объясняйте сотрудникам, как, достигая целей компании, они могут достичь своих личных целей. Например, заработать на квартиру, или на машину, выйти на желаемый уровень дохода, дать своим детям достойное образование и т.п.
Бывает и наоборот, когда руководитель не ставит сотрудникам цели по их развитию и не привязывает зарплату к конкретному результату. В итоге выкладывается человек или нет, он все равно получает свой фиксированный оклад – не больше и не меньше и какую-то несущественную премию. Конечно, в таком случае сотрудники не будут так уж сильно стараться и чувствовать, что делают какой-то личный вклад в развитие клиники.
Поэтому владелец клиники обязательно должен ставить общую цель для всей клиники, а управляющий должен транслировать эту цель своим подчиненным. Подобно тренеру спортивной команды, который каждый сезон говорит своим подопечным «Нам нужно выиграть чемпионат!», ему нужно постоянно говорить с сотрудниками о цели клиники, напоминать о ней и фокусировать подчиненных на ее достижении.
И главное, управляющий должен уметь связывать мотивацию сотрудников с целями клиники. Узнавайте, что движет каждым конкретным человеком, что для него важно и мотивируйте его именно этим. Например, если сотрудник заинтересован в том, чтобы обучиться и повысить свой профессиональный уровень, вы можете инвестировать в его обучение, отправить его на какой-то курс. Таким образом, повысив свою квалификацию, человек сможет проще достичь целей компании, а значит, и своих личных целей. Его компетенции и уровень ответственности будут выше, а значит выше будет и зарплата. Поэтому если вы хотите выстраивать стратегию мотивации, завязанную не только на деньгах, но и на нематериальной составляющей – мотивируйте своих подчиненных целями. Ставьте перед командой высокие цели, чтобы людям было интересно работать в вашей компании.
Людям нравится работать в стабильных и развивающихся компаниях. В компаниях, которые всегда смотрят в будущее. Даже если вы, как руководитель, не всегда в нем уверены. Ни в коем случае не транслируйте подчиненным, что вы не уверены в том, что будет завтра. Ведь таким образом вы можете подорвать уверенность сотрудников в развитии и в целях клиники. Старайтесь с этим справиться, получить новые знания, обратиться к коллегам или к наставникам за ценной рекомендацией.
Транслируйте сотрудникам свою уверенность и цели компании. Показывайте, как достигая этих целей, человек может достичь своих личных целей. Но, при этом важно четко знать личные цели каждого подчиненного. Такие подчиненные будут по-настоящему замотивированы и будут понимать, что, достигая цели компании, они тоже выигрывают. А значит, у них появляется личный мотив выкладываться выше среднего. Работать с такими людьми — одно удовольствие.
Если вы сделали все возможное, но какой-то сотрудник уже просто «перегорел», либо вы не нашли, чем можете его заинтересовать, то, когда вы с ним расстанетесь – лишь вопрос времени.
Надеюсь, вы начнете внедрять инструменты нематериальной мотивации команды уже сегодня, и ваши подчиненные станут еще более продуктивными и нацеленными на достижение высоких целей.